Главная
История
Путеводитель
Археология
Фотоальбом

Библиотека

Гостевая
О проекте
 

Наш спонсор

 

Счетчики

© Махель Д.А.,
2004-20
17

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ

СЕЛО ДЕДИЛОВО: ЗДЕСЬ ИЗГОНЯЮТ БЕСОВ И ОБЖИГАЮТ ГОРШКИ

Село Дедилово Киреевского района - населенный пункт с древнейшей историей. Наверное, поэтому там происходят странные, порой чудесные события, да и сами дедиловцы - люди непростые. 

В начале 90-х годов ХХ века здание храма Святой Параскевы Пятницы вернули прихожанам, которые сами восстанавливали его.
Сейчас никто не узнает в красавице-церкви ту самую поросшую травой развалюху. 

У ПЯТНИЦКОГО ХРАМА ЗАМЕЧЕНА НЕЧИСТАЯ СИЛА!

Однажды отец Трифон, игумен Свято-Параскево-Пятницкого храма, что в селе Дедилово Киреевского района, совершал пасхальное богослужение. В тот день в церкви «дежурил» фотограф, знакомый отца Трифона, чтобы запечатлеть торжественную службу. 
В полночь священник начал крестный ход. По церковным канонам, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храма, священнослужители поют: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его». Как только отец Трифон произнес эти слова, фотограф сделал кадр. 
Потом, когда проявили пленку и отпечатали фотографии, священник увидел на одной из них какой-то странный узор. «Это след беса, - рассказал нашим корреспондентам отец Трифон (Бортунов). - Когда я произнес «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его», бес испугался Господа Бога и бежал. Вся нечистая боится таких слов». 
Отец Трифон объяснил нам, что бес может принимать разные формы и размеры: от малюсенькой точки до фигуры в человеческий рост. Видимо, на уникальном фото изображен именно самый мелкий трусоватый бес. Его самого не видно, есть только его след. «Человеческий глаз не способен заметить беса, - объяснил отец Трифон. - А техника справилась!» 
Наши предки считали, что в пасхальную ночь нечистая сила необычайно зла. Поэтому существовало поверье, что в пасхальную ночь можно встретиться с умершими родственниками, а также увидеть во время крестного хода ведьм. Это, конечно, чушь. Но что же тогда изображено на фото? Дефект пленки или действительно бесенок?

«БЕСЫ - ОБЫЧНОЕ ДЕЛО!»

 

- сообщил нам туляк Павел МАРУШКО, студент миссионерского факультета Православного Свято- Тихоновского богословского института(Москва), знаток православных храмов Тульской области.
Павел рассказал, что запечатлеть беса на фото можно. К тому же бесы не только «оставляют свой след» на фото, они могут являться людям во снах и наяву. Они принимают разные обличья, иногда они являются священникам в образе ангелов, искушая и обманывая их.
Бесы пытаются препятствовать верующим, внушая им во время молитвы посторонние мысли о страсти и плотских утехах, чтобы расслабить ум молящегося и сделать его неспособным молиться как следует.

НАША СПРАВКА

БЕС - в религиозных и народных поверьях - злой дух. Умен, хитер. Принимает разные обличья, бывает разного размера. Отличается от ЧЕРТА, который имеет, так сказать «фиксированную форму» - зло в человеческом облике с рогами, копытами и хвостом. 


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

ПЛЕНКА НЕ ВИНОВАТА!

Наш «слободской» фотограф Сергей КИРЕЕВ, большой мастер своего дела, ситуацию разъяснил так:
- Дефект пленки? Вряд ли. Во-первых, сейчас вся пленка качественная, а тот самый фотограф, которому посчастливилось запечатлеть «беса», снимал на правильно подобранную - с учетом освещенности помещения - пленку. 
Во-вторых, если бы это был дефект, он бы проявился на всей фотографии. А здесь наоборот: лица священнослужителей и прихожан четкие и безо всяких помех. К тому же, обычно дефекты пленки проявляются в виде пятнышек, а не таких хаотичных линий. 
Я думаю, что на фото изображено движение какого-то мелкого объекта, который двигался с чрезвычайно большой скоростью. Учитывая, что в такое время суток, когда был сделан этот снимок, выдержка может быть от 1/10 до 1/20 доли секунды, можете себе представить, как метался этот самый неопознанный объект!


НЕ ХРАМ - КАРТИНКА!

В 1869 году на месте старого храма был построен новый, каменный, в честь победы русских воинов в войне 1812 года. 
Кстати, в этом храме крестили героя Великой Отечественной войны Семена Кутепова (прообраз генерала Серпилина в романе Константина Симонова «Живые и мертвые»).
Более 60 лет церковь Святой Параскевы Пятницы служила складом. Но в начале 90-х годов ХХ века прихожане решили восстанавливать храм на свои средства. Сначала пригласили специалистов-строителей, те сказали, мол, не выдержит фундамент, реставрировать нельзя. Но верующие не отступились. 
И вот теперь церковь радует не только прихожан, но и просто проезжающих мимо: красоты она необычайной.
Рядом с Свято-Параскево-Пятницкого храмом недавно был построен еще один, храм Серафима Саровского. Внутри - купель для крещения детей и крестильня, выполненная в виде креста, для взрослых. Она достаточно большая для того, чтобы можно было окрестить взрослого человека, не просто окропив его святой водой, а с полным погружением, как это положено по церковным канонам. 
Отец Трифон рассказал нам, что художника для росписи обоих храмов он нашел в свое время в Киреевске на одном из предприятий. Парень оказался очень талантливым.
Кстати, оба храма (и снаружи, и изнутри) он расписывал один. Правда, времени на это он потратил много - целых 11 лет.

ДЕДИЛОВСКИЙ ГОНЧАР

Живет в Дедилове настоящий гончар Олег Волков, которого знают не только в селе: его работы часто бывают на выставках в разных музеях Тулы и области.
В доме Олега на первом этаже находится мастерская. Мы решили наведаться в гости к гончару.
Сейчас Олегу 37 лет. Его жизнь - это жена, дочка и гончарное ремесло. В ранней молодости с Олегом произошло несчастье. Он учился на физфаке в тульском педе, хотел быть преподавателем физкультуры. Многие его сокурсники помнят, какие он кульбиты выделывал на спортивных снарядах. Но однажды Олег упал со снаряда и повредил позвоночник. Теперь он прикован к инвалидному креслу, но не унывает: он нашел свое место в жизни. Уже несколько лет он занимается гончарным ремеслом. Это и хобби, и работа.
«Раньше здесь жил слепой мастер Андрей Жаренов, - рассказывает Олег. - Он тоже был инвалид-колясочник. Несмотря на это он занимался скопинской игрушкой и делал великолепные вещицы: свистульки, разные фигурки. Мы с ним здорово сдружились». 
Вскоре Андрей умер. Мастерская, в которой сейчас трудится Олег, принадлежала тогда СПК «Заря». Однажды председатель спросил Олега: «Оставить тебе мастерскую?» и предложил заниматься гончарным делом. Волков согласился, и с тех пор он - одна из главных достопримечательностей Дедилова. 
«Сначала я решил попробовать, получится у меня или нет, - говорит гончар. - Я поехал на близлежащий карьер, набрал глины и вылепил какую-то фигурку. Получилось!
Свое первое «творение» Олег уже и не помнит: за свою «гончарскую» жизнь он сделал их столько, что не сосчитать. «Наверное, первыми были, все-таки, дракончики, - вспоминает Олег. - Ведь когда я начал заниматься гончарным ремеслом, был год Дракона...»

ЛЕПЛЮ ГОРШКИ, ЧТОБЫ НА ЖИЗНЬ ХВАТАЛО

 

Олег купил себе все необходимое оборудование: электрический круг, инструменты. «Это раньше были круги, которые нужно было вращать ногами, а сейчас все на электричестве. Прогресс!» - смеется Олег. Чтобы окупить расходы, Волков начал делать горшки и продавать их. Изделия пользовались спросом, да и сейчас Олег этим живет, хотя его поделки недорогие - 20-30 рублей за горшочек. 
Для изготовления глиняных «серийных» горшков, нужно сначала слепить для них форму из гипса. Первый горшок Олег делает вручную на кругу, затем доводит его до ума и лепит с него форму. А уже потом из формы можно сделать целую серию горшочков, похожих друг на друга, как две капли воды. 
А вот на ручной «эксклюзив» нужно вдохновение, потому и рождается он не так уж и быстро. 
После лепки глина должна хорошенько просохнуть в течение целого дня. Потом гончар обрабатывает изделие напильником и «шкуркой», стачивая лишнее. А затем горшочек отправляется в печь. Кстати, печка у Олега тоже электрическая (не в каменном веке живем!), она нагревает изделие до 300 градусов. Когда глина остынет, ее покрывают разноцветной глазурью. 
Состав сырья Олег хранит в тайне. В каких пропорциях он мешает красную и голубую глину - секрет мастера. Но глина вся местная, из Дедиловского карьера. Кстати, пропорции в составе глины меняются в зависимости от предназначения изделия: для пищевых продуктов один состав, для цветочных горшков и вазочек - совсем другой.

Поделки для выставок и подарков гончар Олег Волков делает только вручную.
Никаких повторений! 

Некоторое время назад Олег набрал учеников - хотел приобщить здешнюю молодежь к искусству. Сначала к гончару ходили 5-6 дедиловских ребятишек. Потом все как-то рассеялись, но остался один ученик, 15-летний Илья КОВАЛЕВ. «Самый верный и смышленый паренек», - говорит о нем Волков. За полтора года Олег научил мальчишку гончарному делу, и сейчас его работы выставлены в Киреевском краеведческом музее: целая серия дракончиков и сказочных замков.


 ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...

О ЧЕМ ГЛАСИТ ЛЕГЕНДА

Дедиловский храм Параскевы Пятницы - не такой, как все. Он стоит на берегу реки Шиворонь, в самой низине, в болотистом месте. Кстати, когда речушка разливается, талая вода доходит почти до стен храма. Такое расположение церкви удивляет: обычно наши предки строили храмы на самом высоком месте, чтобы их было видно издалека. Другие дедиловские храмы, расположенные рядом, стоят по всем правилам - на холмах, хотя все церкви отстроены примерно в одно время - в XVI веке.
Этому есть более или менее разумное объяснение. 
Хотя точное место последней битвы войск Ивана Грозного с крымскими татарами в исторических документах не указано, историки предполагают, что крымского хана Девлет-Гирея разгромили именно в том месте, где сейчас стоит Пятницкий храм. 
Здесь есть удобный брод через реку. Видимо, им и воспользовались татары, чтобы быстро форсировать Шиворонь. 
В XIX веке через Шиворонь в этом месте решили построить мост и наткнулись на большое скопление человеческих костей. Поэтому исследователи истории тульского края решили, что, скорее всего, после сражения у русских было время захоронить павших и поставить памятный крест погибшим. А уже пришедшие сюда позже казаки поставили на месте креста церковь. 


СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ОТКРЫЛ... СТРОИТЕЛЬНЫЙ КРАН

 

Это не первое странное событие, связанное с дедиловским храмом. В июле прошлого года возле церкви был установлен и освящен четырехметровый деревянный памятный крест в честь 450-летия победы над крымским ханом Девлет-Гиреем. 
Когда работы по возведению памятника только начались, для установки креста потребовался строительный кран. В разгар работ кран внезапно начал оседать и едва не провалился под землю. Впоследствии, разбирая место провала земли, люди нашли источник.
Сейчас на этом месте находится симпатичный колодец с воротом и аккуратной крышей. Как рассказал нам отец Трифон, в ближайшее время источник будет освящен. 
Еще один источник, который тоже собираются освятить, находится под Дедиловом на территории СПК «Заря», в поле, неподалеку от строящейся плотины. Бревенчатый сруб для купальни уже готов, до освящения осталось совсем немного времени.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ДЕДИЛОВО, село Киреевского района Тульской области. В прошлом - вечевой город вятичей ДЕДОСЛАВЛЬ (XII век), пограничный уездный город ДЕДИЛОВ (XVI-XVII вв.), один из узловых пунктов обороны южных границ. «Разжалован» в заштатные города в конце XVIII века. Центральная часть с городищем стоит на горе над рекой Шиворонью. ДЕДИЛОВО - родина нескольких старых казачьих фамилий. 
Дедославль впервые упоминается в 1146 году в Ипатьевской летописи как город, в котором проходили славянские собрания (вече). В отличие от Тулы, упоминание о которой в 1146 г. в Никоновской летописи оспаривается некоторыми учеными, упоминание Дедославля не вызывает никаких сомнений, потому что Ипатьевская летопись признается одним из наиболее древних и точных источников по истории Древней Руси.
Город Дедилов был сооружен по указу Ивана Грозного в 1554 г. и вошел в оборонительную линию Московского государства. К концу XVII в. он теряет свое стратегическое значение, а в XVIII в. Дедилов перестает быть уездным городом и впоследствии превращается в поселение сельского типа.

Юлия ИСАЕВА, Сергей КИРЕЕВ (фото).
Благодарим за помощь в подготовке материала Киреевский краеведческий музей, служителей храма Святой Параскевы Пятницы.