МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ
СЕЛО ДЕДИЛОВО: ЗДЕСЬ ИЗГОНЯЮТ БЕСОВ И ОБЖИГАЮТ ГОРШКИ
Село Дедилово Киреевского района - населенный пункт
с древнейшей историей. Наверное, поэтому там происходят странные, порой
чудесные события, да и сами дедиловцы - люди непростые.
В начале 90-х годов ХХ века здание храма Святой Параскевы
Пятницы вернули прихожанам, которые сами восстанавливали его.
Сейчас никто не узнает в красавице-церкви ту самую поросшую
травой развалюху.
У ПЯТНИЦКОГО ХРАМА ЗАМЕЧЕНА НЕЧИСТАЯ СИЛА!
Однажды отец Трифон, игумен Свято-Параскево-Пятницкого храма, что в селе
Дедилово Киреевского района, совершал пасхальное богослужение. В тот день
в церкви «дежурил» фотограф, знакомый отца Трифона, чтобы запечатлеть торжественную
службу.
В полночь священник начал крестный ход. По церковным канонам, крестный
ход останавливается перед закрытыми дверями храма, священнослужители поют:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий
Его». Как только отец Трифон произнес эти слова, фотограф сделал кадр.
Потом, когда проявили пленку и отпечатали фотографии, священник увидел
на одной из них какой-то странный узор. «Это след беса, - рассказал нашим
корреспондентам отец Трифон (Бортунов). - Когда я произнес «Да воскреснет
Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его», бес
испугался Господа Бога и бежал. Вся нечистая боится таких слов».
Отец Трифон объяснил нам, что бес может принимать разные формы и размеры:
от малюсенькой точки до фигуры в человеческий рост. Видимо, на уникальном
фото изображен именно самый мелкий трусоватый бес. Его самого не видно,
есть только его след. «Человеческий глаз не способен заметить беса, - объяснил
отец Трифон. - А техника справилась!»
Наши предки считали, что в пасхальную ночь нечистая сила необычайно
зла. Поэтому существовало поверье, что в пасхальную ночь можно встретиться
с умершими родственниками, а также увидеть во время крестного хода ведьм.
Это, конечно, чушь. Но что же тогда изображено на фото? Дефект пленки или
действительно бесенок?
«БЕСЫ - ОБЫЧНОЕ ДЕЛО!»
 |
- сообщил нам туляк Павел МАРУШКО, студент миссионерского факультета
Православного Свято- Тихоновского богословского института(Москва), знаток
православных храмов Тульской области.
Павел рассказал, что запечатлеть беса на фото можно. К тому же бесы
не только «оставляют свой след» на фото, они могут являться людям во снах
и наяву. Они принимают разные обличья, иногда они являются священникам
в образе ангелов, искушая и обманывая их.
Бесы пытаются препятствовать верующим, внушая им во время молитвы посторонние
мысли о страсти и плотских утехах, чтобы расслабить ум молящегося и сделать
его неспособным молиться как следует. |
НАША СПРАВКА
БЕС - в религиозных и народных поверьях - злой дух. Умен, хитер. Принимает
разные обличья, бывает разного размера. Отличается от ЧЕРТА, который имеет,
так сказать «фиксированную форму» - зло в человеческом облике с рогами,
копытами и хвостом.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
ПЛЕНКА НЕ ВИНОВАТА!
 |
Наш «слободской» фотограф Сергей КИРЕЕВ, большой мастер своего дела,
ситуацию разъяснил так:
- Дефект пленки? Вряд ли. Во-первых, сейчас вся пленка качественная,
а тот самый фотограф, которому посчастливилось запечатлеть «беса», снимал
на правильно подобранную - с учетом освещенности помещения - пленку.
Во-вторых, если бы это был дефект, он бы проявился на всей фотографии.
А здесь наоборот: лица священнослужителей и прихожан четкие и безо всяких
помех. К тому же, обычно дефекты пленки проявляются в виде пятнышек, а
не таких хаотичных линий.
Я думаю, что на фото изображено движение какого-то мелкого объекта,
который двигался с чрезвычайно большой скоростью. Учитывая, что в такое
время суток, когда был сделан этот снимок, выдержка может быть от 1/10
до 1/20 доли секунды, можете себе представить, как метался этот самый неопознанный
объект! |
НЕ ХРАМ - КАРТИНКА!
В 1869 году на месте старого храма был построен новый, каменный, в честь
победы русских воинов в войне 1812 года.
Кстати, в этом храме крестили героя Великой Отечественной войны Семена
Кутепова (прообраз генерала Серпилина в романе Константина Симонова «Живые
и мертвые»).
Более 60 лет церковь Святой Параскевы Пятницы служила складом. Но в
начале 90-х годов ХХ века прихожане решили восстанавливать храм на свои
средства. Сначала пригласили специалистов-строителей, те сказали, мол,
не выдержит фундамент, реставрировать нельзя. Но верующие не отступились.
И вот теперь церковь радует не только прихожан, но и просто проезжающих
мимо: красоты она необычайной.
Рядом с Свято-Параскево-Пятницкого храмом недавно был построен еще
один, храм Серафима Саровского. Внутри - купель для крещения детей и крестильня,
выполненная в виде креста, для взрослых. Она достаточно большая для того,
чтобы можно было окрестить взрослого человека, не просто окропив его святой
водой, а с полным погружением, как это положено по церковным канонам.
Отец Трифон рассказал нам, что художника для росписи обоих храмов он
нашел в свое время в Киреевске на одном из предприятий. Парень оказался
очень талантливым.
Кстати, оба храма (и снаружи, и изнутри) он расписывал один. Правда,
времени на это он потратил много - целых 11 лет.
ДЕДИЛОВСКИЙ ГОНЧАР
Живет в Дедилове настоящий гончар Олег Волков, которого знают не только
в селе: его работы часто бывают на выставках в разных музеях Тулы и области.
В доме Олега на первом этаже находится мастерская. Мы решили наведаться
в гости к гончару.
Сейчас Олегу 37 лет. Его жизнь - это жена, дочка и гончарное ремесло.
В ранней молодости с Олегом произошло несчастье. Он учился на физфаке в
тульском педе, хотел быть преподавателем физкультуры. Многие его сокурсники
помнят, какие он кульбиты выделывал на спортивных снарядах. Но однажды
Олег упал со снаряда и повредил позвоночник. Теперь он прикован к инвалидному
креслу, но не унывает: он нашел свое место в жизни. Уже несколько лет он
занимается гончарным ремеслом. Это и хобби, и работа.
«Раньше здесь жил слепой мастер Андрей Жаренов, - рассказывает Олег.
- Он тоже был инвалид-колясочник. Несмотря на это он занимался скопинской
игрушкой и делал великолепные вещицы: свистульки, разные фигурки. Мы с
ним здорово сдружились».
Вскоре Андрей умер. Мастерская, в которой сейчас трудится Олег, принадлежала
тогда СПК «Заря». Однажды председатель спросил Олега: «Оставить тебе мастерскую?»
и предложил заниматься гончарным делом. Волков согласился, и с тех пор
он - одна из главных достопримечательностей Дедилова.
«Сначала я решил попробовать, получится у меня или нет, - говорит гончар.
- Я поехал на близлежащий карьер, набрал глины и вылепил какую-то фигурку.
Получилось!
Свое первое «творение» Олег уже и не помнит: за свою «гончарскую» жизнь
он сделал их столько, что не сосчитать. «Наверное, первыми были, все-таки,
дракончики, - вспоминает Олег. - Ведь когда я начал заниматься гончарным
ремеслом, был год Дракона...»
ЛЕПЛЮ ГОРШКИ, ЧТОБЫ НА ЖИЗНЬ ХВАТАЛО
Олег купил себе все необходимое оборудование: электрический круг, инструменты.
«Это раньше были круги, которые нужно было вращать ногами, а сейчас все
на электричестве. Прогресс!» - смеется Олег. Чтобы окупить расходы, Волков
начал делать горшки и продавать их. Изделия пользовались спросом, да и
сейчас Олег этим живет, хотя его поделки недорогие - 20-30 рублей за горшочек.
Для изготовления глиняных «серийных» горшков, нужно сначала слепить
для них форму из гипса. Первый горшок Олег делает вручную на кругу, затем
доводит его до ума и лепит с него форму. А уже потом из формы можно сделать
целую серию горшочков, похожих друг на друга, как две капли воды.
А вот на ручной «эксклюзив» нужно вдохновение, потому и рождается он
не так уж и быстро.
После лепки глина должна хорошенько просохнуть в течение целого дня.
Потом гончар обрабатывает изделие напильником и «шкуркой», стачивая лишнее.
А затем горшочек отправляется в печь. Кстати, печка у Олега тоже электрическая
(не в каменном веке живем!), она нагревает изделие до 300 градусов. Когда
глина остынет, ее покрывают разноцветной глазурью.
Состав сырья Олег хранит в тайне. В каких пропорциях он мешает красную
и голубую глину - секрет мастера. Но глина вся местная, из Дедиловского
карьера. Кстати, пропорции в составе глины меняются в зависимости от предназначения
изделия: для пищевых продуктов один состав, для цветочных горшков и вазочек
- совсем другой. |
Поделки для выставок и подарков гончар Олег Волков
делает только вручную.
Никаких повторений!
|
Некоторое время назад Олег набрал учеников - хотел приобщить здешнюю
молодежь к искусству. Сначала к гончару ходили 5-6 дедиловских ребятишек.
Потом все как-то рассеялись, но остался один ученик, 15-летний Илья КОВАЛЕВ.
«Самый верный и смышленый паренек», - говорит о нем Волков. За полтора
года Олег научил мальчишку гончарному делу, и сейчас его работы выставлены
в Киреевском краеведческом музее: целая серия дракончиков и сказочных замков. |
 |
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...
О ЧЕМ ГЛАСИТ ЛЕГЕНДА
Дедиловский храм Параскевы Пятницы - не такой, как все. Он стоит на берегу
реки Шиворонь, в самой низине, в болотистом месте. Кстати, когда речушка
разливается, талая вода доходит почти до стен храма. Такое расположение
церкви удивляет: обычно наши предки строили храмы на самом высоком месте,
чтобы их было видно издалека. Другие дедиловские храмы, расположенные рядом,
стоят по всем правилам - на холмах, хотя все церкви отстроены примерно
в одно время - в XVI веке.
Этому есть более или менее разумное объяснение.
Хотя точное место последней битвы войск Ивана Грозного с крымскими
татарами в исторических документах не указано, историки предполагают, что
крымского хана Девлет-Гирея разгромили именно в том месте, где сейчас стоит
Пятницкий храм.
Здесь есть удобный брод через реку. Видимо, им и воспользовались татары,
чтобы быстро форсировать Шиворонь.
В XIX веке через Шиворонь в этом месте решили построить мост и наткнулись
на большое скопление человеческих костей. Поэтому исследователи истории
тульского края решили, что, скорее всего, после сражения у русских было
время захоронить павших и поставить памятный крест погибшим. А уже пришедшие
сюда позже казаки поставили на месте креста церковь.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ОТКРЫЛ... СТРОИТЕЛЬНЫЙ КРАН
 |
Это не первое странное событие, связанное с дедиловским храмом. В июле
прошлого года возле церкви был установлен и освящен четырехметровый деревянный
памятный крест в честь 450-летия победы над крымским ханом Девлет-Гиреем.
Когда работы по возведению памятника только начались, для установки
креста потребовался строительный кран. В разгар работ кран внезапно начал
оседать и едва не провалился под землю. Впоследствии, разбирая место провала
земли, люди нашли источник.
Сейчас на этом месте находится симпатичный колодец с воротом и аккуратной
крышей. Как рассказал нам отец Трифон, в ближайшее время источник будет
освящен.
Еще один источник, который тоже собираются освятить, находится под
Дедиловом на территории СПК «Заря», в поле, неподалеку от строящейся плотины.
Бревенчатый сруб для купальни уже готов, до освящения осталось совсем немного
времени. |
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ДЕДИЛОВО, село Киреевского района Тульской области. В прошлом - вечевой
город вятичей ДЕДОСЛАВЛЬ (XII век), пограничный уездный город ДЕДИЛОВ (XVI-XVII
вв.), один из узловых пунктов обороны южных границ. «Разжалован» в заштатные
города в конце XVIII века. Центральная часть с городищем стоит на горе
над рекой Шиворонью. ДЕДИЛОВО - родина нескольких старых казачьих фамилий.
Дедославль впервые упоминается в 1146 году в Ипатьевской летописи как
город, в котором проходили славянские собрания (вече). В отличие от Тулы,
упоминание о которой в 1146 г. в Никоновской летописи оспаривается некоторыми
учеными, упоминание Дедославля не вызывает никаких сомнений, потому что
Ипатьевская летопись признается одним из наиболее древних и точных источников
по истории Древней Руси.
Город Дедилов был сооружен по указу Ивана Грозного в 1554 г. и вошел
в оборонительную линию Московского государства. К концу XVII в. он теряет
свое стратегическое значение, а в XVIII в. Дедилов перестает быть уездным
городом и впоследствии превращается в поселение сельского типа.
Юлия ИСАЕВА, Сергей КИРЕЕВ (фото).
Благодарим за помощь в подготовке материала Киреевский краеведческий
музей, служителей храма Святой Параскевы Пятницы. |