Главная
История
Путеводитель
Археология
Фотоальбом

Библиотека

Гостевая
О проекте
 

Наш спонсор

 

Счетчики

© Махель Д.А.,
2004-20
17

Электронная библиотека

 

 

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ

ВЯТИЧИ

Лепехин А.Н.

  Давным давно, где-то в середине первого тысячелетия нашей эры, в альпийских горах и севернее, на территории нынешней Австрии и Словении, жило мощное и мужественное племя славян и называли они себя Венты. И столица у них была где-то в районе нынешней столицы Австрии - Вены. Жили люди там дружно по честному и по справедливому. Работали и отдыхали все вместе, землю обрабатывали, дома строили, детей растили, сами никого не обижали и себя в обиду не давали. А рядом за альпийскими горами было другое государство - Римская империя. Они многие государства себе подчинили, много обид своим соседям сделали. Смотрели они на быстро крепнущее Вентское царство и боялись, что венты вот-вот на них войной пойдут и отберут у них все то что они у соседей награбили. Правда у вентов не было таких намерений. Но Римская империя по себе обо всех судила и однажды она собрала большое войско и разгромила Вентское царство. Хотели венты все разрушенное востановить, но тут налетели молодые хищные соседние племена и не дали им подняться. Одни ушли в альпийские горы, где до сих пор и живут. Другие ушли на север, где образовали новое Вентское царство на реке Лаба, но через несколько столетий вся Европа пошла крестовым походом на Вентов и разгромила их и реку Лабу стали Эльбой называть, и преименовали многие города на свой лад Липск в Лейпциг, Бранибор в Браденбург и т.д., один только Росток сохранил свое славянское назвавние. Правда до сих пор на территори Германии живут сплоченной общиной потомки тех самых Вентов, сохраняют язык, культуру и называются они сегодня Сорбы. А некоторые из вентов пошли на восток. Но повсюду были земли заселенные славянами. Не хотели Венты своих братьев обижать. Долго шли они, пока не дошли до реки Оки, до земель, где не было славян. Здесь земледелием никто не занимался, а в дремучих лесах жили охотники. Обосновались здесь Венты, стали хлеб сеять, дома строить и обживать новые места. Сами себя они уже называли Вентичи или Вятичи. И потихоньку расселялись они вдоль русла реки Оки и ее притоков. Для расширения своих посевов вятичи вырубали леса. Бревна шли на строительство, а все остальное сжигалось и зола служила удобрением для полей. Но через некоторое время земля истощалась и переставала давать урожаи и нужны были новые поля и вырубвлись новые участки леса. Леса становилось все меньше, уходила дичь, а вместе с ней и охотники. Кроме того что вятичи были хорошими земледельцами, они еще были отважными воинами. Желающих сделать вятичей своими рабами и отобрать у них их земли и имущество было предостаточно. Рядом дикое поле, там лихих людей предостаточно бродит. Да и другие славяне, прежде всего поляне из своего града Киева не прочь были походом на вятичей сходить. Но как правило это заканчивалось поражением для нападавших. И вообще вятичи на всякий случай никого в свои земли не пускали. И из Киева во Владимир ездили окружной дорогой через Смоленск. А если иной князь отваживался проехать по землям вятичей, то это уже считалось подвигом и обязательной описывалось в летописях. Некоторые ученые предполагают, что в русских былинах вятичей изобразили в виде соловья разбойника.

            Не было у вятичей верховных правителей. Как в народе говорят, каждый казак сам себе атаман. Так и вятичи. Не хотели подчиняться друг другу. Выросла молодежь и уходила она из племени, образовывала новое, а для нового племени нужны новые земли. Вот вятичи их осваивали, кто дальше в лес уходил, а кто в Дикое поле, кто посильнее крепости строил и земледелие развивал. А кто послабее животноводством и охотой жил.

А крепости строили так. Собирали обоз и выходили из-под защиты леса в степь. К вечеру обоз проходил не более 30 км. Выбирали место для защиты и для жизни поудобней и на этом месте ставили лагерь. Для начала повозки ставили в круг, с наружней стороны защитив их вязанками хвороста или деревянными щитами. Получалось подобие крепости. Такие крепости назывались гуляй-город. А потом у же строились мощные укрепления. В лесу рубились деревья, строили кусок крепости, затем разбирали его и везли на место стройки. Там собирали и так в течении года - двух собиралась крепость. А если рядом протекала река, то бревна сплавлялись по реке и крепость возводилась в течении месяца.

Вятичи никогда не вели между собой войн. Все вопросы решались миром. Если два вождя не могли между собой договориться, вопрос выносился на обсуждение Совета вождей, если и там не удавалось решать вопрос, то спор рассуждал Совет стариков. Решение было окончательным и обжалованию не подлежало. Так вот в XII веке Совет вождей и Совет стариков собирался в Дедилове тогда он назывался Дедиславлем или Дедославлем, там же были основные вятичские святилища. Об этом мы знаем из летописей. Да и если присмотреться, то увидим и сейчас следы тех святилищ. Самые старые названия сохранили реки. Одна река называется Шиворонь или Живоронь, а так раньше Жаворонка называли. Он по древним поверьям относил души умерших славян в райские кущи. У славян это место называлось Ирий. Напоминает женское имя Ирина? Совершенно справедливо, это нам напоминание о наших далеких предках. И таких напоминаний вокруг нас очень много. Имя святой Праскева Пятница - у наших предков каждый день недели был посвящен чему-нибудь очень значимому. Неделя начиналась в воскресенье и назывался этот день раньше - недиля и был он посвщен свету и солнцу, понедельник - луне и темноте. Вторник - обилию и благополучию. Среда - удаче в делах и трудах, коммерции. Четверг - мужской день, пятница - женский. Суббота посвящена нашим предкам. До сих пор сохранилось понятие «Родительская суббота». Ты сам можешь продолжить этот список.

Но вернемся к Дедилову. Вторая река, которая впадает в Шиворонь, носит имя Олень. Олень у славян был священным животным. Он олицетворял верховного бога и прародителя славян, который у разных племен и в разные времена назывался по разному, это и Ясмень и Сварог, но символом его оставался олень. А вспомним как называется холм у впадения Олени в Шиворонь - правильно Оленка, а если вспомнить, что на этом холме из века в век наши пращуры в молодости на все праздники гулянья устраивали, то смело можно сказать, что было на том месте древнеславянское святилище.

А на другом берегу Шиворони находится холм ныне называемый Покровка, а на нем - Старое городище. На этом городище люди еще в 5 веке до нашей эры жили, это доказали археологи. А позже в 11-12 веках на этот холм пришли Вятичи, археологи тоже нашли их следы. А как называется почти пересохший ручей между Покровкой и д. Жилая? А он называется речка Дедиловка, а с другой стороны Покровки течет ручей, который назывался сначала речкой Моторкой, а затем Дедиловским ручьем. То есть прямое указание - здесь был Дедиславль.

Когда земли Вятичей поделили между собой Рязанское и Черниговское княжества. Вятичи большей частью не захотели подчиняться такому произволу, а сил противостоять ему у них не хватало. Все сопротивление было подавлено, а как же иначе. Ведь Вятичи все дробились и дробились на мелкие племена, да еще внутренние распри, единой армии не было, единой организуещей силы тоже не было. А в этих княжествах все это было и они имели большие хорошо вооруженные дружины, которые быстро справились с разрозненными силами вятичей. Помните сказку о прутике и венике, с веником всегда сложнее спавиться. Но не все вятичи смрились с поражением. Некоторые племена ушли в глухие леса и стали обживатья там, их обнаружили только в 16 веке и до сих пор эти места Вяткой называются. А некоторые племена сели на коней и ускакали в Дикое поле и жить стали как кочевники-скотоводы. Они потом стали костяком казачества.