Главная
История
Путеводитель
Археология
Фотоальбом

Библиотека

Гостевая
О проекте
 

Наш спонсор

 

Счетчики

© Махель Д.А.,
2004-20
17

Электронная библиотека

 

 

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ

СТЕПЬ

Лепехин А.Н.

  Степь или, как ее называли в стародавние времена, Дикое поле раскинулась на огромные простаранства. Выйдешь туда в летний день, а над головой степной колокольчик - жаворонок поет заливается, небо глубокое синее, солнце печет. А вокруг куда ни посмотри равнина будто стол. Кое-где холмы да древние курганы, овражки да балочки То там, то здесь кучки кустов, а если увидишь, что кусты извиваются змейкой, то это они собой речку прикрывают. И точно, сквозь сочную зелень иногда что-то блеснет на солнце, а подойдешь ближе услышишь мелодичное журчание воды и дружный хор лягушек. Нога мягко ступает на сочный травяной ковер, а в том ковре каких только трав и цветов нет, голова идет кругом от различных запахов и ароматов. Над цветами деловито жужат шмели и пчелы, стрекочут кузнечики, целыми стаями летают изумительной красоты бабочки. На душе приятно и легко, идешь о чем-то мечтаешь, а тут вдруг из-под ног с шумом и свистом вспархивает целый выводок куропаток. Сначала испугаешься, а потом снисходительно улыбнешся, они здесь дома, это ты в гостях и потревожил их покой.

            Жизнь человека в степи трудная. Без коня вообще жизни нет, пешком много не находишься, убежать от конных разбойников не сможешь, да и спрятаться негде. Или убьют или в плен возмут. В основном, русские люди жили в лесах и возле больших рек. А кто в степи оказался, чтобы выжить, вынужден был сесть на коня, имущество только то что на себе и небольшой запас, что в седельную сумку вошло и все. А кочевые племена все свое имущество и дома возили на повозках, а вокруг повозок туча конных воинов, что защитить своих жен и детей. Если расслабишся, то тут же более шустрое соседнее племя налетит воинов кого перебьет, кого в плен возьмет, вещи захватит. Пленных кого на себя заставит работать, кого соседям в рабство продаст.

            Но русский человек в после 10-го века потихоньку начал обживать степь.

Соберется команда храбрецов и под охраной дружины выходит в Дикое поле. За сутки обоз мог пройти где-то километров 30. Выбирают место поудобней и начинают обустраиваться. Сначала телеги ставят кольцом, чтобы удобней было защищаться от лихих людей: кочевников, разбойников всяких. Затем стоят временное укрепление. Бревна ставят вертикально, один конец закапывают в землю, а другой топором заосрят, так что не перелезть через такой забор. Внутри уже строят шалаши и землянки, обустраивают свой быт. За околицей разбивают огороды, пасут лошадей и скотину, а большая часть мужиков занята главным делом - город строят. Без него не выжить в степи. Так же было и в Дедилове. Сколько километров до ближнего лесного города Тулы? 30 километров. Тото же. А рядом с основным городищем Дедиловым, есть место которое называется «Старое городище». Это как раз то место где и жили строители. Работы было непочатый край и ров вырыть и вал насыпать, а все одной только лопатой. Бревна из лесу привезти. А возили их сюда из-под города Венева, ну километров 60 будет. И были те бревнышки самые маленькие в диаметре 30 см, а то 1 метр и более и длинной 6 м на стены и 10 м на башни. Измерил шагами, вообразил руками, а теперь представь как их на бедных лошадках возили, а потом как их на такую высоту закатывали. Представил? Так вот, всего за два года русские мужики и город поставили и церкви и дома построили. И был назван тот город в память прежде здесь бывшего города-святилища Дедославля - Дедиловым. Внутри кремля был Государев двор да несколько дворов знатных дворян и бояр, а в основном там строились клети, это тот же двор только летний без печки. В них прятались женщины дети и старики во времена нападений на город, а жили они вокруг кремля в слободах. С юга от стен кремля до реки Шиворонь была Луговая слобода - там жили казаки Луговой сотни, за рекой слобода новых казаков. С севера у стен кремля была стрелецкая слобода, а рядом с ней пушкарская. С запада, севера и востока вокруг города подковой, защищая его и стрелецкую и пушкарскую слободы с менее уязвимых сторон располагалась Дергилева слобода, где жили казаки Дергилевой сотни.  

            Основная задача Дедилова была защита южных рубежей Русского государства. С юга, со стороны Дикого поля, откуда шла основная опасность,  он прикрыт рекой Шиворонь, так что внезапно кочевники и другой разбойный степной люд напасть не смогут. За рекой проходил первый рубеж обороны города. Там находилась слобода новых казаков. Они первыми принимали удар на себя. Пока они бились, у основных сил казаков и стрельцов было время подготовиться к бою и город к обороне. Как только пробился враг к реке Шиворонь, его встречала огнем из пищалей Луговая казачья сотня. Ну переправился он на другой берег, а тут их уже ждали, улицы цепями и рогатками перегорожены, нужно с коня слезать, а если степной воин с коня слез, это уже половина, а то и меньше воина. Степной воин силен пока он на коне. За долгие годы жизни в степи он как бы прирос к коню. Недаром древние греки увидев таких воинов придумали кентавра, а в русской мифологии он тоже есть, Полкан называется. Так вот перебралась эта степная кавалерия через Шиворонь, запуталась в цепях и рогатинах, а из-за каждого угла и плетня по ним стреляют, чуть с коня слезешь или от отряда отобьешься, на тебя сразу несколько человек с саблями с копьями накидываются, или стрела, пущенная уверенной рукой, найдет свою цель. Даже если ты пробьешся через эту оборону и подойдешь к стенам крепости, тут уже в дело вступают пушки главного колибра, а со стен в тебя камни летят. А там глядишь казаки и стрельцы, которых только что разогнали в слободах, опять в отряды собрались и с тылу бьют. Да и основного за чем пришли - трофеев здесь не добыть, ведь здесь не купцы толстобрюхие живут - воины, а у них главное сокровище - оружие, а его еще из опытных рук выбить нужно и голову не потерять. Вот так защищали свой дом наши предки.

            А была еще на них возложена служба Государева. По велению царя они несли необходимую для государства русского службу. Это прежде всего дальние разведки. Собирается команда состоящая из сторожевых и полковых казаков и уезжает на 3 месяца в степь лихих воинских людей сторожить. Сторожевой казак на службу являлся со всем своим вооружением на коне и имел запасного коня или мерина доброго, а полковой казак если что не имел ему давалось все необходимое из казны на время несения службы. Уезжали они далеко, килолметров за 200 от Дедилова. Там на наиболее опасных участках ставили небольшие укрепления и называли их сторожи, в них и находились сторожевые казаки, а полковые казаки ездили группами между сторож и наблюдали за степью, называли эти группы - станицы, разъезд в современном понимании. Вот увидели чужих людей вооруженных и бегут в сторожу сторожевому казаку доложить о появлении врагов, а он в свою очередь посылает гонца с вестью в ближайший город. Казаки должны не только обнаружить врагов, но и определить его численность, вооружение, направление движения и следить за его маневрами. По возможности взять в плен кого-нибудь из вражьего отряда.

Предупрежденные казаками войска готовились к отражению нашествия. Отводились люди и материальные ценности в безопасные места выставлялись заслоны, приводились в боевую готовность гарнизоны крепостей и если нужно вызывалась подмога.

            Но больше всего времени жители Дедилова проводили ни в бою и ни на службе государевой, а в поле. С рассветом встали и в поле и землю пахать, и траву косить, и огород возделывать. Рубаха вся от пота мокрая, ворот от соли и от травинок колючий. Отдыхать некогда - ведь летний день год кормит. Ночь тоже не всегда для сна. Ночь самое благодатное время для выпаса скота. Не только коней в ночном пасут, но и другая домашняя скотина с удовольствием пасется по ночной прохладе. Это вам не в жаркий полдень жухлую траву жевать. Конечно о конях и другой домашней живности всегда забота особая была. Самое лютое время для них - зима. Взрослое животное ее перенесет, а ягнятам, жеребятам, поросятам тепло нужно и поэтому или делали овин спечкой, или, чаще всего, забирали всех новорожденных в дом. К печке прилаживали полати, на них хозяева спали, а под палатями вся живность зимовала. А чють потеплеет на улице, только первые травинки появятся, так всю живность с сена и соломы выгоняют на луга. А луга делились на выпасы и покосы. Очень строго делились. Если кто на покос пастись скотину загонит батогов, так плетка раньше называлась, ему не миновать. Конечно и там пасли скотину, но только после того как все сено по второму разу скосили и убрали. А потом всем миром, то есть обществом, выходили на покос и ровняли его, кочки срезали, кусты убирали, ямы засыпали, чтобы у косарей помех небыло при основной работе. Покос это как праздник. Загодя к нему готовятся. По дворам косы подгоняют и ремонтируют. То там то здесь слышен звон металла - это отбивают косы, способ заточки такой. На металлический палец кладут острие косы и бьют по нему молотком, получается бороздка, а на конце ее, на самом острие, металл плющится и делается очень тонким, рядом еще одну бороздку делают и так по всему лезвию и получается типа современной лазерной заточки. Трава созрела, инструмент готов и чють забрезжет рассвет, а это часа в 4 утра, выходят косари на покос. Ведь косят только по росе. Помните русскую присказку. «Коси коса пока роса, роса сойдет, коса уйдет». Косари встают в ряд с интервалом, чтобы не мешать друг другу и начинают косить, сначала только слышно свист кос и шум падающей скошенной травы, а на лугу появляются стройные валики будущего сена. Потом кто-то затянет песню, остальные подхватывают и уже как то усталость проходит, на душе веселее. Останавливаться некогда, только чуешь, что коса притупилась, остановишься пучком травы ее протрешь, брусок достанешь, быстренько острие поправишь и опять за работу. Ну все скосили. Теперь не дай бог дождь не даст сену высохнуть, чтобы быстрее сохло его бабы и дети чаще ворошить и переворачивать должны, а как высохло так его быстро в копны и стоги метать. А когда стог складывают, то тут укладчик стога главный человек, как он скажет так и будет, все его слушают. Если неправильно стог сложить, то вся работа на смарку, сгниет сено. Все работают быстро и споро, времени мало. Главное до дождя успеть все сделать.        

              Дедиловцы всегда слыли искусными огородниками. А почему? Представь посеяли пшеницу и рожь, урожай только в конце лета. А вдруг набег, все поля вытопчут и вообще без хлеба на зиму. А огород дает быстрый урожай и смотришь в зиму и семья и скотина его плодами живы будут.