Главная
История
Путеводитель
Археология
Фотоальбом

Библиотека

Гостевая
О проекте
 

Наш спонсор

 

Счетчики

© Махель Д.А.,
2004-20
17

 

Археология

 

 

Археология Дедиловского края

 

Лепехин А.Н.

 В доисторические времена территория Киреевского района являлась дном моря. Об этом говорят найденные на размывах берегов рек Шивороны и Олени окаменелые кишечнополостные, коралловые полипы, моллюски двухстворчатые, брюхоногие и продуктус (отряд плеченогих), морской колчатый червь, трилобит, ракоспорпион и другие водные членистоногие. Данные находки, относящиеся к палеозойской и мезозоийской эрам, хранятся в местном музее, распложенном в г. Киреевске.

Затем море отступило и территория района покрылась бурной растительностью, гигантскими папоротниками, хвощами и плаунами. Окаменелости этих деревьев были найдены при прохождении угольных штреков на шахте № 16. Один кусок окаменелого первобытного дерева находится в местном музее. Эта растительность заложила мощные угольные пласты в районе, одновременно работало до 18 угольных шахт.

Много следов оставил и животный мир того времени. Самые интересные находки - это бивни мамонта. В музее их хранятся два. Большой найден на берегу реки Олени у урочища Оленка, поменьше - на Брюсановском поле. Но самый большой длинной около 1,5 метра был найден на склоне горы Покровки, при добыче песка с ее склона на берегу прежде бывшей речки Дедиловки, как раз там где расположено «Старое городище».

   На территории района были обнаружены следы первобытных людей. В районе Бородинской шахты № 14 во время выемки породы на глубине 4-х метров в 1958 году проходчиком Владимиром Шомбергом был найден кремневый топорик первобытного человека эпохи неолита. Топорик отшлифован, имеет правильную форму. Он вставлялся в специальное топорище из дерево непосредственно или при помощи костяной муфты.

На территории «Старого городища» в ходе археологических разведок были найдены вещи и керамика относящиеся к Скифскому периоду, т.е. 4-3 век до нашей эры. Так Воронцовым А.М. были обнаружены пряслице и костяной наконечник стрелы, а Олегом Заидовым обломки керамики, относящиеся к тому же периоду. Им же была высказана оригинальная версия кургана у деревни Жиловские выселки, что он того же времени и является Зольником. Когда слой пепла насыпали на вершину кургана, а сверху насыпался слой земли и так слой за слоем. Если этот курган начнет копать не имеющий опыта, не сведущий человек, он эти слои не увидит и не различит, для него это будет однородная земля. Поэтому когда срывали курган, то никто ничего особенного не заметил и все говорили, что в том кургане ничего кроме земли не было. Там же на «Старом городище» найдены обломки керамики 12 века, а также пряслице из серого шифера в виде двух усеченных конусов состыкованных основаниями. На пряслице есть метка хозяина в виде двух полосок сделанных коричневой краской в виде креста от одной стороны отверстия к другой.

На Покровке за огородами Рогаток на правом берегу речки Моторки или как его еще называли Дедиловского ручья «черными» археологами были обнаружены перстни с магической символикой ( ромб с наложенным на него «косым» крестом) и височные семилопасные кольца как целые так и ломаные. Данные находки свидетельствуют, что здесь жили вятичи.

Судя по составу грунта и земельному ландшафту, территория в районе г. Дедилова была покрыта лесом, это подтверждает сохранившиеся топонимы типа Дубовый овраг у руки Тросны. Значит еще недавно лес был, а куда он подевался? Уже в 17 веке воеводы сетовали, что для починки крепости лес нужно будет возить за верст 50-60, это с Веневских засек. Выходит что за 50 лет с момента строительства города в районе г.Дедилова лес полностью свели. В принципе это возможно. Строительство крепости, строительство домов, строительство клетей (летних домиков), дрова для жителей и передового полка, по самым приблизительным подсчетам в 16 веке в г. Дедилове численность жителей и передовой полк составляли где-то более 3000 человек. 

На территории Киреевского района зарегистрировано 5 городищ - древних поселений. Но есть и 6-е незарегистрированное, хотя известно давно.

Журнал «Тульский край» № 12, стр. 41 за 1928 год писал: « У деревни Черная Грязь Дедиловского района в 2 ½ верстах к северу от села Ильинки, у места, где была мельница, находили каменные молотки и кременные стрелы».

Дедославль - один из древнейших городов нашего государства. Он предположительно находился на горе Покровке (высота 190 метров над уровнем моря, называется так по названию церкви, упоминаемой в 16 веке Покрова Пресвятой Богородицы). Впервые в летописи город Дедославль упоминается в 1146 году. Ученых интересовали эти места и Покровская гора была зарегистрирована как археологический памятник и охранялся государством. Но охрана эта оказалась малоэффективной. И памятник многовековой истории нашего народа принесли в жертву сиюминутной целесообразности.

В 1948 году при проходке в Болоховской шахте был найден клад женских украшений вятичей, который сейчас находится в Московском Историческом музее.

   В 1949 году строилась дорога из Дедилова на шахту № 16. Понадобился грунт на отсыпку дороги, вот его стали брать со склона горы Покровки прямо из-под Старого городища. А на Покровке была не только церковь, но и кладбище, которое действовало еще в 18 веке. Но самый главный памятник Старого городища - это курган, который располагался в центре. Курган был насыпан над массовым захоронением (Братская могила), кости лежали  на глубине 40 см, судя по нательным крестам анколпионам, которые были найдены на месте захоронения, могила относится к 15 -16 веку. Это видимо после какой - то битвы, где славяне одержали победу, с почестями похоронили погибших и построили церковь, а вокруг выросло кладбище.

   Так в Туле погибших при осаде 1552 года похоронили в братской могиле и насыпали курган, построили церковь и там выросло самое почитаемое кладбище, что даже Тульский Архирей здесь  устроил свое подворье. Так вот, эту могилу русских героев какой-то бульдозерист, желая найти клад, разрыл его посередине и захрустели русские косточки под русскими гусеницами управляемые русским, и никто его за это не осудил и никакого наказания он за это не понес. А из земли посыпалось не золото, а кости и человеческие черепа, кости и черепа поражали большими размерами, также среди костей было несколько кос из человеческих волос длинной 30 - 50 см., которые видимо принадлежали черкасам, как тогда называли малоросских казаков, ведь хохол это не только прядь волос, часто он заплетался в косу. Также досужие ребятишки нашли там саблю с остатками золотой насечки, которая затерялась, и два наконечника для копья, которые находятся в музее. Кроме этого находили только нательные кресты и обломки керамики.

На Жиловском поле, что у Жиловских выселок, было два кургана. Один, самый большой, был срыт после войны по приказу председателя колхоза, чтобы увеличить посевную площадь. Об этом кургане мы рассказали выше. А второй между Жиловскими выселками и озером Венюковым еще до войны два гражданина села Киреевки решили раскопать. Прорыли траншею через курган и в самом центре обнаружили скелет большого человека в сидячем положении рядом лежал ржавый меч, который ныне находится где-то в частной коллекции.

В деревне Жилая на большой площади на глубине 40 см находят много человеческих костей на большой площади охватывающей три усадьбы. Так при рытье траншеи под фундамент дома 11 погонных метров было обнаружено 24 черепа размером больше обычного. Также много костей и черепов найдено при рытье погребов и ям. Можно предположить, что на данном месте было кладбище и находилась Вознесенская церковь, описанная в писцовой книге 1588 года, последние упоминания о той церкви относятся к 1760 г.  Да и место это раньше называлось Застава, там традиционно строили школу.

   При рытье котлована под частный дом в Киреевске на глубине двух метров был найден бронзовая бляха - амулет богатого человека, выполненный в виде проросшего семени с барельефом головы Сатира посередине и окруженной магическо-религиозной растительной символикой, его можно было бы отнести к III веку до н.э., но техника исполнения барельефа Сатира в виде головы русского крестьянина с окладистой бородой и стрижкой «под горшок» определяет датировку данной вещи как 18 век и изготовлено в России. В Дедилове при вспашке огорода был найден солдатский саперный тесак образца 1797 г. Также в Дедилове постоянно находят ядра различного калибра от размера с апельсин до грецкого ореха.

В с. Дедилово при полевых работах были найдены три наконечника копий. Один из них длинной 25 см., диаметр втулки . . . сделано из железа, с одной стороны на лезвии по центру имеется выступ, другая сторона плоская, края втулки между собой не сварены, на втулке имеется отверстие для гвоздя, можно отнести к IX - XIII веку, другой длинной 16 см. диаметр втулки … имеет четыре грани, явно выраженная бронебойная форма, ниже лезвия имеются 4 диаметральные бороздки, выполнена из железа, на втулке имеет сквозное отверстие через обе стороны для крепления, можно отнести к XII - XV векам. Третий наконечник копья имеет длину 30 см, длинна лезвия 20 см, ширина . . ., по кромке лезвия с каждой стороны имеются по три отверстия, ниже лезвия имеется крючок, с другой стороны такой же крючок отломан, ниже круговое металлическое утолщение, затем идет втулка, ее диаметр. . .. Данное копье выполнено из стали, его можно отнести к рогатинам, которыми была вооружена, в основном, пехота. Датируется ориентировочно XVI - XVII веком. На Покровке на территории к северу от «Нового городища» за рвом условно обозначим ее как «Укрепленный лагерь передового полка». У старой дороги на Тулу найден железный обруч диаметр 178 мм, толщина 4 мм. Данный обруч кованный, сварен кузнечной сваркой имеет коническую форму. Учитывая размеры обруча, и качество обработки, можно предположить, что данный обруч был на небольшом боченке, в котором находилось быстрее всего зелье (порох).

   «Черные» археологи на поле на Покровке между кладбищем и городищем находят большое количество обломков оружия (сабли, топоры и др.), пули от пищалей, так как это поле находится в тылу у крепости, то можно сделать предположение, что именно на этом поле происходило сражение между войсками Шуйского и Болотникова, именно отсюда наступали государевы войска на Дедилов, находящийся в руках восставших, и штурмом овладели им. И взятие Дедилова для государевых войск, судя по находкам, была серьезная войсковая операция.

Также «черные» археологи за кладбищем на Покровке нашли еще одно место где в земле на небольшой глубине находили много нательных крестов. То есть здесь находилось кладбище и захоранивали там до конца 18 века. Рядом находилась Стрелецкая слобода и Ямская. А в Ямской слободе стояла церковь Фрола и Лавра, ее еще называли Крестовозвиженской, последнее упоминание о ней 1760 год.

Учащиеся Киреевской школы № 6 в конце 60-х годов ходили в поход на Куликово поле. На берегу Непрядвы, когда копали червей для рыбалки, нашли одну створку нагрудной бронзовой иконы - ладанки.

Во время войны 1812 г. дедиловские казаки ушли на войну, а кто не попал в регулярные части те вступили в Тульское ополчение. После окончания войны кто-то принес домой трофей, французский штык. В 50-х годах уже прошлого двадцатого века решили в колхозе «Заря» выкопать новый колодец и начали копать на месте где когда то уже был колодец, но его по каким-то причинам давным давно засыпали. Так вот, копали, копали тот колодец и на глубине 4-х метров находят тот самый французский штык. Как он туда попал? Много может быть предположений, но после Великой отечественной войны как ни станут чистить колодец и чего только в нем не находили и патроны, и гранаты, оружие всякое. Откуда? Бабушки на этот вопрос просто отвечали. Ну нашла я у своего пострела оружие или еще чего, знаю эти игрушки добром не кончатся, нужно как то понадежней спрятать. А куда? Или в пруд или в колодец, ну не в печку же их совать, знаем что рвануть может.

Еще одна интересная находка. Кованный сундук-сейф, который до революции стоял в алтаре Спаспреосвещенской церкви и в нем хранили реликвии Дедиловских мест золотой ковшик, выносной золотой крест, мощи некоторых святых, но в 1918 году сундук украли, золото забрали, а чтоб не оставлять следов сундук закопали от греха подальше. И только случайно, при земляных работах в 80-х годах на глубине 1,5 метра, тот сундук обнаружили недалеко от того места где стояла церковь. На том месте стоит сейчас школа, построенная из кирпича двух церквей Спаспреосвещенской (Троицкой) и Тихоновской, что на Покровке, остались только входные ворота в колокольню. И знаменательна та школа не только своими учениками, но и тем, что первый учебный год в ее стенах начался 1 сентября 1941 года.

Археологи на Покровской горе первый раз появились только в 1937 году, провели поверностную археологическую разведку, собрали местные легенды, информацию о находках и кое-какие экспонаты, зарисовали и сфотографировали местность.

Летом 1961 года на Покровку пришла Изюмова Софья Андреевна со своей бригадой, которая проводила исследования на Куликовом поле. Бригада состояла из студентов МГУ. И в конце 60-х годов они принялись проводить основательную археологическую разведку. Прорыли шурф через все городище. Собрали много подъемного материала. Кроме керамических изделий были найдены зубы мамонта, кости лошадей, лосей, коров, дикой свиньи, найдены зерна проса и ячменя, а также много металлических изделий. Но самыми интересными находками были пряслица и костяной наконечник стрелы, которые археологи отнесли к 400 годам до нашей эры. Приходила на Покровку и Тульская археологическая экспедиция по руководством Винокуровой, проводила также археологическую разведку, но отчета об этих раскопках до сих пор нет, а подъемный материал, с той поры, пылится в ящиках в музее на Куликовом поле.

   На Покровке был так же случайно найден глиняный кувшин, который был сделан без помощи гончарного круга.

   После войны на Покровке на кладбище при рытье могилы было найдено необычное захоронение. Если словяне хоронят покойников ногами на восток, чтобы восходящее солнце освещало ему лицо, то в этом захоронении покойник лежал ногами на юг и гроб был сделан из больших дубовых горбылей не сбитых между собой.

   В начале 80-х годов вновь потребовался песок для строительства дороги и тогдашнее руководство района не моргнув глазом разрешили брать его со старого городища. И опять местный бульдозерист, не помнящий ни роду своего ни племени, весь культурный слой с четверти городища, где находилась церковь Покрова, на том месте было много обугленной древесины, кладбище и часть братской могилы сдвинул в овраг. Узнав про то, археологи признали Старое городище на горе Покровка не имеющим исторической ценности и непригодным для дальнейших исследований.

   Но в 1998 году бригада Тульской археологической экспедиции под руководством Воронцова А.М. провела первую крупномасштабную археологическую разведку, результаты которой были зафиксированы в отчете. Археологи добросовестно прошли всю округу сфотографировали и заложили шурфы в наиболее интересных местах. Ребят встретили радушно, председатель колхоза «Заря» Шемякин В.А. помог им организовать питание. Но на месте никто не узнал о результатах их работы. Ни статьи в газете, ни выставки найденных вещей с комментариями специалистов. Найденные вещи были выставлены, но в Епифани. Затем в отчет не попали ряд найденных вещей, как то обломок боевого топора, ядра от пищалей, коллекция монет конца XVIII века, XIX и до 30-х годов XX века, найденных на Покровке на месте проведения ежегодной ярмарки, которая там проводилась с XVIII по 30-е годы XX века. А карты приложенные к отчету вообще не выдерживают ни какой критики, даже изменена конфигурация и смещено расположение озер по отношению друг к другу на Покровке.