Есть в Писцовой книге
1588 года по городу Дедилову такие строки. «Да за рекой за
Шивороною церковь Михайло Архангил, древена, клетцки, а
церковное строенье попово, а оброзы и колокола приходное; а у
церкви двор поп Офрем Осеев, двор проскурница . . . да 3
кельи, а в них живут нищие; питаютца от церкви Божии; пашни
церковные добрые земли 10 четьи в поле, а в дву потомуж сена 20
копен. Да за рекою за Шивроною, усть речки Оленьшивроны слобода
новоприбранных казаков».
Чтобы было понятно. В те
времена, в 16 веке, русская земля рекою Шивороною и кончалась, а дальше
было Дикое поле. Вот эта церковь и слобода Новоприборных казаков и
стояли на самом краю Дикого поля и принимали на себя первый удар всех
тех кто шел войной на землю русскую. За то время пока бились ноприборные
казаки, Дедиловская крепость изготавливалась к обороне. Тяжело было
новоприборным казакам, да надежда только на себя да на Бога. Вот и
поставили здесь церковь Михаила Архангела, который главный воин в
христианстве. Он как бы помогал казакам удержаться и своею силою защищал
землю русскую от вторжения супостатов да басурман всяких.
Михаил
– небесный Архистратиг, вождь небесного воинства в его борьбе с темными
силами ада. Почитание его в христианской религии восходит к древнейшим
временам. Архангел Михаил изображается в лазоревом хитоне и в красной
гиматии.
Как Архистратиг Михаил предстает
в образе воина с крыльями, с мечом в одной руке и хартией в другой.
Одним из изречений, написанных на хартии, может быть следующее: "Божий
воевода есмь. Меч ношу. На высоту возношу. Божиим страхом устрашаю.
Презрителей наказую".
Архангел Гавриил является
благовестником и посланником Божьим. Именно Гавриил предсказал
рождение Иоанна Предтечи и Девы Марии, как ангел Благовещения
явился Марии и возвестил ей о рождении Иисуса Христа. Архангел
Гавриил является также представителем и ходатаем всех христиан
перед Богом. Изображается он в красном хитоне и в зеленом
гиматии. На хартии Гавриила написаны слова: "Скорописца трость в
руке держа, помышления входящих записую, добрых храню, а злых
наказую строго".
Прошло много времени.
Отодвинулась далеко на юг граница. Церковь неоднократно перестраивалась,
точно известно, что ее перестраивали в 1712 г., но сохраняла свое имя. В
19 веке построили кирпичную, красивую, официально в в этой церкви было
1572 прихожанина, но народу в нее ходило столько, что все не вмещались и
ее расширили, сделали большую пристройку, раза в полтора большую, чем
первоначальная церковь. И все бы хорошо, но в 17 случился переворот и
новые власти стали насаждать свои законы и праздники, и среди них не
было места церковным и народным. В 1932 году начали массово закрывать
церкви и приспосабливать их под хозяйственные нужды, ну склад там или
контору разместить. Не обошла чаша сия и Архангельскую церковь. Сделали
в ней гараж, склад запчастей, а в алтаре курилку для рабочих.
Унизительно? Оскорбительно? Да.
Обидно, когда над тобой измываются те, которых ты защищал или их
потомки. Но она выжила. Из четырех церквей бывших в Дедилове до
революции, до настоящего момента сохранилось всего две. Всеми нами
любимая Пятницкая, да Архангельская. Эти самые старые церкви в Дедилове.
Снесенные церкви Тихоновская и Троицкая были более поздними и к ратной
славе нашей отношение имели весьма косвенное. Но это не умоляет их
значимости в жизни Дедилова. Об этих церквях мы расскажем особо.
Архангельская церковь мне напоминает старого солдата, который сидит у
дома на пеньке, А вокруг него вьются ребятишки пытаются его задеть,
подшучивают над ним, а он смотрит на них с нисхождением, посмеиваясь в
бороду. Рассуждая: «Дети малые не ведают, что творят». Но приходит вечер
и эти ребятишки собираются вокруг него и слушают его неторопливые
рассказы о походах, о победах, о славе русского оружия. И зажигается в
душах этих ребятишек огонь, которые потом из них делает великих воинов,
подвижников, их делами потом будет гордится весь народ и вся страна.
Однажды я случайно попал во
внутрь церкви, со стен на меня смотрели наши святые. Раньше они радовали
своим видом многочисленных Дедиловских жителей, к ним обращались с
просьбами, их благодарили, ими просто любовались, как произведением
искусства, а сейчас они смотрят на бездушные железки, тоже вообще-то
нужные вещи, но. . . Смотрели на меня со стен святые. С обидой? С
досадой? Нет с сожалением. Как вы это смогли допустить? Под личиной
своих, с льстивыми речами пришел враг и нанес удар в спину. И мы,
привыкшие встречать удар в лицо, не смогли против него устоять и были
завоёваны. Уничтожая врага внешнего, мы ничего не можем сделать с врагом
внутренним, а он изощряется как может. Деревни пустеют, народ вымирает,
земля не обрабатывается. Чтобы выжить разбирают на металлолом целые
заводы, а с каким трудом их возводили. То что должно приносить пользу
всем, приносит пользу только небольшой кучке, которые возомнили себя
хозяевами жизни. Как говорится у лжи короткий век, вот они и стараются
успеть, пока не прогнали. Но нам здесь жить и нашим детям, что мы им
оставим?
Вот такие мысли мне навеяла
старая церковь, которая в одном стою с людьми встречала и горести и
радости нашего народа и нашей страны.