Главная
История
Путеводитель
Археология
Фотоальбом

Библиотека

Гостевая
О проекте
 

Наш спонсор

 

Счетчики

© Махель Д.А.,
2004-20
17

Электронная библиотека

 

 

Страж земли Русской

Есаул Лепехин А.Н.

  Есть в Писцовой книге 1588 года по городу Дедилову такие строки. «Да за рекой за Шивороною церковь Михайло Архангил, древена, клетцки, а церковное строенье попово, а оброзы и колокола приходное; а у церкви двор поп Офрем Осеев,  двор проскурница . . .  да 3 кельи, а в них живут нищие; питаютца от церкви Божии; пашни церковные добрые земли 10 четьи в поле, а в дву потомуж сена 20 копен. Да за рекою за Шивроною, усть речки Оленьшивроны слобода новоприбранных казаков».

 Чтобы было понятно. В те времена, в 16 веке, русская земля рекою Шивороною и кончалась, а дальше было Дикое поле. Вот эта церковь и слобода Новоприборных казаков и стояли на самом краю Дикого поля и принимали на себя первый удар всех тех кто шел войной на землю русскую. За то время пока бились ноприборные казаки, Дедиловская крепость изготавливалась к обороне. Тяжело было новоприборным казакам, да надежда только на себя да на Бога. Вот и поставили здесь церковь Михаила Архангела, который главный воин в христианстве. Он как бы помогал казакам удержаться и своею силою защищал землю русскую от вторжения супостатов да басурман всяких.  

   Михаил – небесный Архистратиг, вождь небесного воинства в его борьбе с темными силами ада. Почитание его в христианской религии восходит к древнейшим временам. Архангел Михаил изображается в лазоревом хитоне и в красной гиматии.

     Как Архистратиг Михаил предстает в образе воина с крыльями, с мечом в одной руке и хартией в другой. Одним из изречений, написанных на хартии, может быть следующее: "Божий воевода есмь. Меч ношу. На высоту возношу. Божиим страхом устрашаю. Презрителей наказую".

   Архангел Гавриил является благовестником и посланником Божьим. Именно Гавриил предсказал рождение Иоанна Предтечи и Девы Марии, как ангел Благовещения явился Марии и возвестил ей о рождении Иисуса Христа. Архангел Гавриил является также представителем и ходатаем всех христиан перед Богом. Изображается он в красном хитоне и в зеленом гиматии. На хартии Гавриила написаны слова: "Скорописца трость в руке держа, помышления входящих записую, добрых храню, а злых наказую строго".

    Прошло много времени. Отодвинулась далеко на юг граница. Церковь неоднократно перестраивалась, точно известно, что ее перестраивали в 1712 г., но сохраняла свое имя. В 19 веке построили кирпичную, красивую, официально в в этой церкви было 1572 прихожанина, но народу в нее ходило столько, что все не вмещались и ее расширили, сделали большую пристройку, раза в полтора большую, чем первоначальная церковь. И все бы хорошо, но в 17 случился переворот и новые власти стали насаждать свои законы и праздники, и среди них не было места церковным и народным. В 1932 году начали массово закрывать церкви и приспосабливать их под хозяйственные нужды, ну склад там или контору разместить. Не обошла чаша сия и Архангельскую церковь. Сделали в ней гараж, склад запчастей, а в алтаре курилку для рабочих.

  Унизительно? Оскорбительно? Да. Обидно, когда над тобой измываются те, которых ты защищал или их потомки. Но она выжила. Из четырех церквей бывших в Дедилове до революции, до настоящего момента сохранилось всего две. Всеми нами любимая Пятницкая, да Архангельская. Эти самые старые церкви в Дедилове. Снесенные церкви Тихоновская и Троицкая были более поздними и к ратной славе нашей отношение имели весьма косвенное. Но это не умоляет их значимости в жизни Дедилова. Об этих церквях мы расскажем особо. Архангельская церковь мне напоминает старого солдата, который сидит у дома на пеньке, А вокруг него вьются ребятишки пытаются его задеть, подшучивают над ним, а он смотрит на них с нисхождением, посмеиваясь в бороду. Рассуждая: «Дети малые не ведают, что творят». Но приходит вечер и эти ребятишки собираются вокруг него и слушают его неторопливые рассказы о походах, о победах, о славе русского оружия. И зажигается в душах этих ребятишек огонь, которые потом из них делает великих воинов, подвижников, их делами потом будет гордится весь народ и вся страна.

  Однажды я случайно попал во внутрь церкви, со стен на меня смотрели наши святые. Раньше они радовали своим видом многочисленных Дедиловских жителей, к ним обращались с просьбами, их благодарили, ими просто любовались, как произведением искусства, а сейчас они смотрят на бездушные железки, тоже вообще-то нужные вещи, но. . . Смотрели на меня со стен святые.  С обидой? С досадой? Нет с сожалением. Как вы это смогли допустить? Под личиной своих, с льстивыми речами пришел враг и нанес удар в спину. И мы, привыкшие встречать удар в лицо, не смогли против него устоять и были завоёваны. Уничтожая врага внешнего, мы ничего не можем сделать с врагом внутренним, а он изощряется как может. Деревни пустеют, народ вымирает, земля не обрабатывается. Чтобы выжить разбирают на металлолом целые заводы, а с каким трудом их возводили. То что должно приносить пользу всем, приносит пользу только небольшой кучке, которые возомнили себя хозяевами жизни. Как говорится у лжи короткий век, вот они и стараются успеть, пока не прогнали. Но нам здесь жить и нашим детям, что мы им оставим?

  Вот такие мысли мне навеяла старая церковь, которая в одном стою с людьми встречала и горести и радости нашего народа и нашей страны.

                                                                                                                          

 


Баннерная сеть "Историческое краеведение"