Главная
История
Путеводитель
Археология
Фотоальбом

Библиотека

Гостевая
О проекте
 

Наш спонсор

 

Счетчики

© Махель Д.А.,
2004-20
17

Электронная библиотека

 

 

ГДЕ БЫЛО МЕСТО БИТВЫ КРЫМСКИХ ТАТАР С РУССКИМИ В 1552 г.

"Слава предков - потомкам пример (Дедославль, Дедилов)"
 вып. 1/Сост. Лепехин А.Н.- Витязь М. 1997-320 с.

    История не сохранила нам указания, в каком месте произошла жестокая сеча между русскими и татарами в 1552 году.

    После неудачной осады г.Тулы крымский хан Девлет-Гирей с остатками 30-ти тысячного войска бежал из под стен Тулы в степь. Их преследовали царские войска под командованием воевод князя П.Щенятьева и князя А-Курбского, которому в то время было всего 23 года. Они настигли отступающие войска у реки Шиворони и разгромили их и свежие отряды татар шедшие на помощь отступающим. Но где это произошло, в каком месте? Ни один документ, ни один участник тех событий, ни один историк не говорит, где это произошло, указывают только реку. А река имеет протяженность более 40 километров. Должно же быть известно место жестокой сечи, должны же были сохраниться косвенные указания на то, ведь с обоих сторон в сражении участвовало более 70 тысяч воинов. По тем временам это была очень большая битва, но где она была?

    Изучая берега реки Шивороны можно обратить внимание на церковь Праскевы Пятницы, которая стоит на самом берегу реки, в низине, в гнилом месте. Странное место для церкви. Наши предки обычно их располагали на возвышенных местах, чтобы они были далеко видны, как стояла церковь Покрова Пресвятой Богородицы, на холме который до сего времени Покровкой называется, а находилась та церковь в пятистах метрах от Пятницкой, а с другой стороны Шиворони, в трехстах метрах от этой странной церкви есть еще одна Архангельская, тоже на холме как положено. И все эти церкви были отстроены приблизительно в одно время в середине XVI века потому что в Писцовых книгах при описании Дедилова в 1588 году упоминается и Архангельская церковь, и Покровская, и косвенно Пятницкая (ворота Дедиловской крепости выходящие на Пятницкую церковь называются Пятницкими, да и в крепости среди дворов поповских указывается двор "Пятницкого попа из Луговой", а Луговая слобода это и есть то место где ныне стоит Пятницкая церковь). Это доказывает, что церковь строилась раньше крепости, т.к. ворота новой крепости были названы в честь уже существующей и почитаемой церкви Праскевы Пятницы. Крепость строилась в 1554 году, а на территории строящейся крепости уже стояла церковь Покрова Пресвятой Богородицы и строительство новой церкви не было вызвано необходимостью утверждения православия в наших местах, здесь были другие причины. И одна из них, что наши предки строительством этой церкви хотели увековечить какое-то важное событие происшедшее в этом месте. Ведь раньше на памятных местах и в память о событиях и людях не памятники ставили, а церкви (Спас на крови - на месте убийства царя в Петербурге, Покров на Нерли у Владимира - на месте битвы и т.д.). А еще в этом месте был брод, по которому можно было быстро форсировать реку Шиворонь, что видимо и делали "степные гости" приидя сюда по сухопутной - "стратегической дороге", известной с древних времен, из Крыма и из черноморских степей. Не случайно именно здесь поставили станом две казачьи сотни Луговую и Дергилевскую (ныне деревня Дедилова у Пятницкой церкви и д. Кочетовка), как нам известно - казаков ставили всегда впереди других войск, чтобы они первыми принимали на себя удар неприятеля (Москворечье в Москве, Донская и Казачья слободы в Туле у Цирка и т.д.), а за их спинами ставили стрельцов, жильцов и т.д. и если посмотреть на карту то мы увидим что действительно за спиной у казаков была стрелецкая, пушкарская, жилецкая и бобыльская слободы, а ныне это названия деревень, к сожалению некоторые из них, например Бобыли, исчезли с карты, так как это была небольшая деревня, туда даже не сочли нужным провести электричество, то есть мягко выживали людей из родных мест.

    В XIX веке было решено построить мост через реку Шиворонь, местом для строительства выбрали брод у Пятницкой церкви. Начали земляные работы и тут же наткнулись на человеческие кости, всем было известно, что у Пятницкой церкви кладбища не было, это лишний раз доказывает, что это церковь -памятник, никто не знал что это за кости, татары так не хоронили своих погибших, а наши никогда не хоронили побежденных, если только в яму или овраг свезут и землей присыпят из чисто гигиенических соображений, значит это похоронены русские воины, погибшие при защите русских рубежей, а тот факт, что об этом захоронении ничего не было известно местным жителям, говорит о том, что похоронены они были до того как в этих местах году решили построить часовню на месте где нашли много человеческих костей. Формально часовня строилась в память коронации царя Александра III, что ж тоже достойный повод увековечить память достойного царя, который прекратил все распри внутри государства. За время его царствования Россия не вела ни одной войны, поэтому и сохранился он в памяти народной как царь-миротворец, но не нужна была нашим недругам Великая Россия, им нужны были "великие потрясения" и умер достойный царь скоропостижно и загадочно. Но вернемся к часовне. Спрашивается зачем понадобилось строить часовню рядом с церковью? В 1869 году на месте старой церкви была новая из кирпича более вместительная на средства прихожан. Никогда здесь часовни не было. Православные, как правило, часовни ставили или на кладбищах, или на святых местах, где была когда-то церковь. А в нашем случае церковь поставили на братской могиле защитников отечества и пусть официальным предлогом была память о коронации царя, и причем строили ее все Дедиловцы, а не один приход, как обычно бывает по церковному укладу, а такой почет в наших краях только защитники земли Русской получить могли. И построена была скромная но красивая часовня по старому русскому обычаю "на путях", т.е. у дороги чтобы каждый прохожий мог отдать дань своим предкам погибшим при защите отечества, как там в старину говорили о таких местах "пройдет красна девица - пригорюнится, пройдет добрый молодец - приосанится". И простояла та часовня без малого сто лет, снесли же ее дорожные рабочие в 70-х годах, помешала дорогу расширять, и не нашлось у святого знака защитников среди нового поколения дедиловцев. Еще не вечер и часовню дети наши восстановят, но позор уже на нашей голове.

    А что наши предки они? Что могли они сделали для своей Родины и для нас, то что мы живем на этой земле и пока еще на русском языке разговариваем, яркое тому подтверждение. В битвах они не столько славы себе искали, сколько погибели врагу, свободы детям своим и родной земле. Сначала были битвы поражения и победы, гибель героическая чаще безвестная, а уж потом их описания, чаще с преувеличением и приукрашиванием реальных событий. Например средний брат моего отца Лепехин Алексей погиб при уничтожении Корсунь-Шевченковской группировки в лихие годы Великой Отечественной войны, его сослуживец написал его старшей сестре, моей тетке, письмо, что им в бою с танками в противотанковую пушку где был наводчиком Алексей попал снаряд и весь расчет погиб и их хоронили с почестями и был дан троекратный артиллерийский салют. Однажды я попал в те края, в деревню Бураково, что рядом с Чигириным-городом, ставкой Богдана Хмельницкого, где насмерть стояли русские войска и Дедиловцы в том числе в XVII веке, сдерживая турок, так вот нашел я очевидцев гибели моего дядьки, да действительно в пушку попал снаряд, а потом погибших, под ураганным огнем, волоком оттащили за школу и похоронили в окопчике. Когда я спросил о салюте, то у очевидца, сейчас пожилого мужчины, а тогда любопытного мальчонки, на глазах выступили слезы и он с горечью сказал, что салют они заслужили, да видимо не до него было, очень тяжелые бои здесь были. После войны брата моего отца и его однополчан перезахоронили в братской могиле у соседней деревни и нет там его фамилии. А как хотелось чтобы над могилой был салют не столько мертвым, сколько живым и бог простит другу моего дядьки небольшое приукрашивание, так и в более ранних историях. До сих пор не найдено настоящее место Куликовской битвы и я не удивлюсь если оно реально будет обнаружено где-нибудь под Дедиловым, но нам по большому счету это не так важно и правильно рассудили наши предки в конце XIX века и условно определили место битвы, где в земле постоянно находили кольчуги и оружие XIV века, и построили на нем мемориал, где каждый может преклонить благодарную голову перед великими делами великих предков и вспомнить их дела и сравнить со своими победами и свершениями. А историки пусть ищут истину, ну а если не найдут, то от этого разбитое войско Мамая не воскреснет и Татаро-монгольское иго не восстановится. Основное что никак не могут найти археологи - захоронение погибших в битве воинов. Но на мой взгляд его могло и не быть. Что такое Куликовская битва? Это скоротечный встречный бой с наемным войском нанятым генуэзскими купцами в Крыму, в Феодосии для захвата и колонизации Руси во главе которого стоял татарин Мамай, тоже нанятый, который после проигранной битвы вынужден был прятаться, но был найден и казнен в Феодосии генуэзскими купцами. Еще чуть-чуть и он соединился бы со своими союзниками, с рязанцами, что стояли недалеко от нынешнего Новомосковска и с литовцами, а они были уже в Одоеве. И князь Дмитрий, еще не Донской; принял смелое и дерзкое решение - вступить из Коломны навстречу Мамаю и дать ему бой, пока он не соединился с союзниками. Переправившись через речку Непрядву русские воины снесли мосты, летописец говорит, чтобы отрезать путь к отступлению. Но была еще одна причина, чтобы не получить удар в спину от союзников Мамая. Куликовская битва по некоторым оценкам длилась часа три. Мало? А ты возьми ну хотя бы лопату и помаши ей в спокойной обстановке. Я посмотрю как ты себя будешь чувствовать через 10 минут, а тут битва. Но вернемся к Куликовской битве. Представим ситуацию. Довольно еще сильный враг обращен в бегство, с тылу в любой момент могут ударить их союзники. А летопись говорит о том что на месте битвы еще несколько дней погибших хоронили. Но реально оставшимся в живых было не до этого. Им бы раненых, оружие и может быть погибших собрать и быстро вернуться в Коломну, под защиту крепости. Быстрее всего, зря археологи ищут те святые могилы, они в другом месте, Но мы не будем, да и не имеем права, в том глобальном подвиге, чем явилась Куликовская битва для нашего народа, заострять внимание на частностях и неточностях

Куприн А.Н. Есаул Лепехин А.Н